ОСНОВНЫЕ СИЛЫ И МОМЕНТЫ
Боковое движение дельтаплана происходит относительно осей ОХ и OY и определяется в основном характеристиками устойчивости по крену (поперечная устойчивость) и курсу (путевая или флюгерная устойчивость), демпфирующими и перекрестными моментами, а также моментами инерции. Для лучшего понимания физической сущности бокового движения рассмотрим эти характеристики.
Поперечная устойчивость
Под Поперечной устойчивостью понимается способность дельтаплана устранять возникший угол крема. Сам по себе угол крена
не вызывает изменение картины обтекания дельтаплана и не влияет на его характеристик**. Однако при этом нарушается равновесие сил, и подъемная сила уже не уравновешивает силу тяжести. Под действием равнодействующей (У + G) дельтаплан начинает искривлять траекторию движения, двигаясь вправо в сторону опущенной консоли, и появляется угол
скольжения. Если поток направлен на дельтаплан со стороны правого опущенного полукрыла, то угол скольжения положительный.
Самостоятельно устранить крен дельтаплан может только тогда, когда При накрейенин и возникновении скольжения появится момент креиа, стремящийся поднять опущенное или, как его еще называют, опережающее полукрыло.
Еще раз отметим, что иа величину момента крен не оказывает непосредственного влияния. Его влияние сказывается через скольжение: угол креиа вызывает появления угла скольжения, а последний уже обуславливает возникновение момейта крена. Таким образом, поперечная устойчивость — это способность дельтаплана крениться в сторону, обратную скольжению.
На рисунке показана характеристика поперечной устойчивости дельтаплана. В аэродинамике Используется обычно не сам момент, а его коэффициент, определяемый по формуле:
где Мх — момент крена; q — скоростной напор; 5 — площадь крыла; I — размах крыла.
Принято, что момент, опускающий правое полукрыло — положительный. Таким образом, при накренеиии правого полукрыла вниз угол скольжения положительный (/3;), а появившийся момент крена (т^/) отрицательный. Этот момент стремится поднять опущенное полукрыло. Такая характеристика определяет устойчивый по крену дельтаплан, т. е. выполняется условие
т» < 0.
Чем больше по абсолютной величине пА> тем выше устойчивость по крену. Поперечная устойчивость зависит от формы и расположения крыла относительно центра масс и при перемене режима полета изменяется в широких пределах.